Постоянные
траншейные стены толщиной 80 см выполнены из бетона класса В25 по итальянской технологии со шпоночным соединением стандартных панелей шириной 2,5 м и нестандартных замыкающих - шириной до 3,49 м. Постоянные
траншейные стены армированы пространственными каркасами, которые имели штрабообразующие заполнители в уровнях перекрытий двух верхних подземных этажей и в уровне
фундаментной плиты, а также дополнительные зоны усиления
армирования каркасов в пере- численных уровнях.
Временные
траншейные стены толщиной 60 см, отделяющие каждую из трех очередей строительства друг от друга, выполнены по той же технологии из низкомарочного бетона класса B7,5, легко поддающегося последующей разборке. Эти стены
армировались пространственными каркасами новой конструкции, специально разработанной нами. По мере разработки грунта
котлована, лицевая поверхность временных
траншейных стен для повышения водонепроницаемости покрывалась 30-50 мм слоем
торкретбетона по арматурной сетке.
Между временно переложенными трубопроводами теплотрассы и постоянными
траншейными стенами вдоль Большого Москворецкого моста сооружен подземный проходной коммуникационный канал, после обратной засыпки которого выполнен основной проезд по стройплощадке грузового автотранспорта, кранового и землеройного оборудования.
В качестве
ограждения котлована глубиной до 6 м под этот канал использовались вертикальные и наклонные "jet"-сваи, объединенные по верху монолитной
железобетонной обвязочной балкой. Примененное решение полностью исключило временное
крепление котлована и обеспечило безопасность ведения работ вдоль действующей теплотрассы, трубопроводы которой весьма чувствительны к любым переме- щениям и
осадкам
Буровые колонны диаметром 72/120 см из бетона класса В30, без которых была бы невозможна реализация всего проекта, возведены с поверхности стройплощадки в качестве постоянных
несущих конструкций, не требующих никакого последующего усиления или доработки, кроме покраски или декоративной облицовки.
Точность выполнения колонн (отклонение от вертикали не более 1:500) достигалась за счет использования собственной силы тяжести цельных арматурных каркасов диаметром 720/980 мм при их центрировании в
скважинах диаметром 1,2 м, пробуренных под защитой
бентонитового раствора. Допустимое отклонение голов колонн по высоте с учетом конструкции узлов их сопряжения с перекрытиями подземных этажей и
фундаментной плитой при этом составляло ± 100 мм.
При этом в каждом арматурном каркасе
буровой колонны были заложены: одна металлическая труба для индивидуальной уточняющей геологоразведки, промывки основания от бурового шлама, образования уширенной подошвы струйной цементацией и две трубы для дополнительной инъекционной опрессовки подошвы.
(FLASH-презентация: Технология возведения буровой колонны, 229 kb)
Для сопряжения
буровых колонн с плитами перекрытий подземных этажей были разработаны принципиально новые, конструктивно унифициро- ванные, простые и надежные на всех стадиях строительства, огнестойкие при эксплуатации
подземных сооружений узлы.
С целью существенного ограничения водопритока в
котлован во время строительства Строения 1 в зоне старого русла, где толща Неверовских водоупорных глин отсутствовала, на глубине 20 м от рабочего уровня по технологии
"jet-grouting" была возведена горизонтальная
противофильтрационная завеса площадью свыше 1500 м
2 (чертеж DWF, 103,5 Kb).
Разработка грунтов при отрывке
котлованов глубиной 15 м под нулевые циклы строений принята открытой экскаваторной на первом ярусе и бульдозерной со второго по четвертый ярусы при постоянном открытом внутри
котлованном водоотливе. Высота ярусов составляет 3-4 м.
Вдоль
траншейных стен и
буровых колонн грунты разрабатываются малогабаритными экскаваторами "Bobcat", глыбы известняков разрушаются навесными гидроклинами на те же экскаваторы.
Со второго яруса разработка ведется под защитой перекрытий подземных этажей, возводимых по схеме "сверху - вниз", с пригрузом
котлованов конструкциями надземных частей строений, возводимых по схеме "снизу - вверх". Выдача грунта из-под перекрытий производится грейферным экскаватором "Atlas-1704" через монтажные проемы, предусмотренные в перекрытиях малоэтажных надземных частей строений.
Монолитные
несущие конструкции Многофункцио- нального комплекса сооружаются из бетона классов В30 и В25. Опирание инвентарной опалубки при бетонировании перекрытий нулевых циклов по схеме "сверху-вниз" производится через деревянные лаги на пластичные грунты, поверхность которых осушена
пластовым дренажем и упрочнена втрамбовыванием 15 см слоя щебня известняка.
После снятия опалубки, габарит под
перекрытием достаточен, чтобы с помощью бульдозеров и малогабаритных экскаваторов, опущенных под него через монтажные проемы, началась разработка грунта последующего яруса.
Гидроизоляция подземного пространства комплекса принята из геосинтетиков и выполняется по замкнутой и непрерывной схеме "аквариума", не предусматривающей постоянного дренажа под
фундаментной плитой.
С целью обеспечения высокой надежности
гидроизоляции используется новая ее конструкция со страховочным дренажным слоем и секционной системой уплотнения наиболее уязвимых узлов.
(Файл PDF, 1076 Kb)
Конструкция
гидроизоляции включает:
наружный подкладочный слой геотекстиля плотно- стью 800 г/м2, являющийся также внешним фильтром;
гидроизолирующую “VFPE”-геомембрану из высо- коэластичного светостабилизированного полиэтилена толщиной 2 мм, стыки полотен которой свариваются контактно-тепловым и экструзионным способами и подвергаются 100% автоматизированному контролю качества выполнения;
полиэтиленовую геосетку HF20 “Tensar” толщиной 6,3 мм, образующую внутренний страховочный дренажный слой и служащую также защитой гидроизоляции;
защитный слой геотекстиля плотностью 550 ± 50 г/м2, являющийся также внутренним фильтром;
защитный слой обычной полиэтиленовой пленки толщиной 0,16 мм, препятствующий пропитке страховочного дренажного слоя и внутреннего фильтра цементным молоком при возведении монолитных железобетонных прижимных стен и фундаментной плиты, рассчитанных на полное гидростатическое давление.
Комбинированный метод строительства позволил возвести восьмиэтажное Строение 1 с четырехэтаж- ным подземным пространством всего за 12 месяцев, аналогичная продолжительность строительства планируется и для Строений 3 и 2.
Экономичность конструкций достигается выполнени- ем пространственных статических компьютерных расчетов с учетом перераспределения напряжений и деформаций в процессе строительства и эксплуатации